Как написать сопроводительное письмо: 5 шагов и пример письма
Сопроводительное письмо (cover letter) - ваш шанс впечатлить работодателя. Даже если ваше резюме кажется вам недостаточно сильным, качественное сопроводительное письмо может помочь вам получить желаемую должность.
Что такое сопроводительное письмо? Это текстовый документ, отправляемый вместе с резюме и предоставляющий работодателю дополнительную информацию о ваших навыках и опыте работы. Ваша задача - рассказать, почему вы считаете себя подходящим кандидатом на ту или иную позицию.
Ниже мы расписали 5 шагов, следуя которым вы напишите грамотное и убедительное сопроводительное письмо. В конце статьи вы найдете наш пример cover letter, на который вы можете ориентироваться при написании своего письма.
Шаг первый. Наведите справки о компании, в которую отправляете резюме
Несколько раз перечитайте текст интересующей вас вакансии, особенное внимание уделив предъявляемым к кандидатам требованиям. Представьте, какой человек мог бы понравиться вашему потенциальному работодателю. Если это возможно, узнайте имя специалиста по найму, который будет рассматривать ваше резюме, и поприветствуйте его в начале письма. Если это не представляется возможным, вы можете собирательно обратиться к HR-отделу компании, например, так: «Уважаемые сотрудники HR-отдела [название компании]».
Также полезным будет изучить сайт компании, почитать интервью ее руководителей и ознакомиться с ключевыми направлениями ее деятельности. Это позволит вам лучше понять, каким образом стоит преподнести себя в сопроводительном письме и продемонстрирует, что вы достаточно заинтересованы в работе в этой компании, раз вы готовы потратить свои силы и время на поиск информации о ней.
Шаг второй. Постарайтесь впечатлить работодателя в самом начале письма
После обращения к рекрутеру упомяните название должности, на которую вы претендуете, и в нескольких словах объясните, что вас в ней привлекает (например, возможность решать интересные задачи).
Хотя сопроводительные письма читаются чаще, чем принято полагать, специалисты по найму редко тратят на них больше 10-15 секунд. По этой причине вам нужно привлечь их внимание в той части текста, на которую они точно посмотрят - в начале письма. В следующем предложении после фразы о заинтересовавшей вас должности расскажите, почему вы идеально ей соответствуете, например: «Я считаю, что я буду отличным преподавателем в вашей языковой школе, потому что за 3 года успешной работы репетитором английского языка я помог более чем 200 детям успешно сдать ЕГЭ, причем 70 выпускников получили на экзамене 90 баллов и больше».
Таким образом, вам следует сразу же зарекомендовать себя своими главными успехами и достижениями. Для этого не бойтесь повторять информацию, представленную в резюме, и по-возможности делайте акцент на численных показателях. Если ваш опыт работы не велик или вам сложно выгодно преподнести результаты своей деятельности, сделайте акцент на личных качествах, в частности, на тех, которые компания хочет видеть в кандидате и которые должны сделать вас эффективным сотрудником (например, проактивность/желание учиться/коммуникативные навыки).
Шаг третий. Приведите доказательства того, что вы будете успешны на новой работе
Задайтесь вопросом: «Какие события и достижения в моей профессиональной и повседневной жизни показывают, что я хорошо справлюсь с этой работой?» и ответьте на него в 1-2 параграфах.
Вам может помочь изученная ранее информация о компании и ее требованиях к кандидатам. Если в вакансии как одно из основных требований к кандидату указана «стрессоустойчивость», то напишите, как вы, например, успешно выполняли незнакомые до того момента функции вашего коллеги, неожиданно для всего отдела ушедшего из компании.
Не стесняйтесь рассказывать о показательных ситуациях, произошедших вне вашей рабочей деятельности (конечно, соблюдая нормы приличия и профессионализма). В конце концов, кто может усомниться в лидерских качествах человека, который организовал в своем университете театральный кружок? :)
Шаг четвертый. Поблагодарите рекрутера и оставьте свои контактные данные
Заключительная часть письма - необходимые формальности. Напишите слова благодарности в адрес HR-специалиста за уделенное вашему письму внимание и выразите надежду на то, что ваши резюме и сопроводительное письмо не останутся без ответа.
Убедитесь в точности предоставляемых данных и постарайтесь оставить о себе хорошее впечатление.
Шаг пятый. Будьте собой!
Пишите в позитивном, деятельном ключе и не просите прощения за отсутствие тех качеств или квалификаций, которыми вы не обладаете. Разумеется, не стоит также и перехваливать себя и приписывать себе выдуманные достижения - вполне вероятно, что вас потом могут о них спросить.
Перечитайте сопроводительное письмо. Проверьте его на грамотность. Редактируйте его структуру, если сочтете это нужным. Главное - помните, что оно должно заинтересовать работодателя достаточно, чтобы он еще раз в зглянул на ваше резюме и принял решение пригласить вас на собеседование.
Не сомневаемся, что именно так все и будет.
Пример сопроводительного письма
Уважаемые сотрудники HR-отдела Сбербанка!
Меня заинтересовала позиция специалиста по прямым продажам, потому что я люблю и умею находить общий язык с клиентами, и я был бы рад возможности заниматься этим в такой успешной и инновационной компании, как Сбербанк.
Я верю в то, что я буду отличным специалистом, потому что за 2 года успешной работы в сфере продаж я привлек в свою прежнюю компанию более 40 новых клиентов. Кроме того, за счет развития существующей партнерской базы за время моей работы в компании нам удалось увеличить ее оборот более чем на 50%. На мой взгляд, главное в работе специалиста по продажам - это умение завоевывать доверие и уважение клиента. Хочется верить, что тот факт, что более 80% привлеченных мною партнеров впоследствии вновь сотрудничали с моей прежней компанией, является хорошей оценкой моих профессиональных и человеческих качеств.
Мне нравится презентовать идеи, товары и услуги перед незнакомыми людьми, потому что в этом есть спортивный азарт и вызов. Но, как мне кажется, самое большое удовольствие получаешь тогда, когда ты действительно любишь предлагаемый тобой продукт и искренне хочешь убедить клиентов в его пользе для развития их бизнеса. Я сам являюсь клиентом Сбербанка и вижу, что его продукты и услуги, которыми я пользуюсь каждый день, делают мою жизнь проще. Думаю, что на должности специалиста по прямым продажам мне удастся убедить ваших потенциальных партнеров в том, что и им станет проще вести свой бизнес вместе со Сбербанком.
Благодарю вас за внимание и надеюсь на скорый ответ.
С уважением, Константин Михайлов.